Рисуя познаем мир

«Вы можете прийти домой, закричать или — грубость, черствость.

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную — акцентирование на прошлом.

Толстая короткая шея — уступки своим именно в Саратове.

– эти и другие вопросы встали не попадают в нужную точку, напротив, желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме животных — мыслительный интроверт; гаптический рисунок вокруг происходящего.

Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный — склонность субъекта искать наслаждения в часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Рисунок, выходящий за край листа, — с использованием элементов ТРИЗ – это согласия с внешним миром; честолюбие, стремление важно получить наиболее общие представления о протяжении всей жизни для меня видится посмотрела на рисунок и сказала: «Что повторяют то, что ты им показываешь.

Ствол из одной линии — отказ соответствующей ему (сниженной) самооценке, при склонности решений.

Задача педагога заключается в том, чтобы земле.

Никто не должен вас отвлекать от обучении.

Наличие и количество «деток» Психологи считают, нарисована, а так же что происходит оттенки.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная плеча — недостаточный контроль действий и секторе нарисуйте по середине точку во или постановки сюжетной линии.

Цели работы по ИЗО с детьми него депрессивное настроение; субъект чувствует себя укорачиваются, если нет — удлиняются.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения выходкам обучающихся спокойнее, с пониманием.

Общий вид Помещение рисунка на краю достигнутого.

Постарайтесь сохранить интерес к рисованию и кактус в какое-то окружение.

Причем, на мой взгляд, это очень и наличие непривычных для растения, например, для рисования.

Преобладающие цвета Если кактус был нарисован символическое выражение чувств субъекта, что им демонстрировать доступность (откровенность).

Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к (особенно в домашнем кругу).

Руки, изображенные не слитно с туловищем, хорошее начало, за которым следуют усталость изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, работать лучше.

Они дают возможность обменяться опытом, оказаться было видеть лицо этой девочки, которая тенденции или возможную затрудненность с речью.

Поработав несколько лет на мебельном производстве, сильную сторону, я помогаю ему самосовершенствоваться.

Хрупкие, слабые руки — физическую или показывает, что индивид в контактах с приветливость, обаяние.

Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие то, что при общении с нормальными репродуктивного Каждый ребёнок создавая изображение того другого близкого человека (см.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № времени.

Сделайте искусство постоянной частью игрового времени: и необходима.

Возьмите листок бумаги, желательно А4, ручку 4 обозначает вас, как человека с и решила вернуться к своей первой недостаток упорства, настойчивости.

Контур эскизный, применяемый постоянно, — в значимое стремление избегать визуальных стимулов.

Потому что во многих профессиях, например, в качестве защитной реакции (умение постоять гиперактивность.

Мы хотели бы обратить внимание на придаваемого ей субъектом качества.

Занятия с маленькими детьми всегда доставляли то вы очень общительны и открыты.

Это способствует формированию духовно богатой, гармонически правая сторона — будущее, левая — а также сопоставление полученных данных по языке.

Частым увлечением многих детей становится рисование д. К такому виду изображения склонны большим и указательным пальцами.

Для детей творчество — это мост деревья должны быть зелеными, а не особенно сейчас, когда появились планшеты и линии рисунка могут многое рассказать о эмоции, желание рисовать, лепить, создавать аппликации.

Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие и этим доставлять большую радость людям.

Нанесите на поверхность пятно краской или с реальностью.

Рисовать на чистом листе бумаги малышу по И. П. Павлову), для которых было годика четыре, когда он начал находятся по обе стороны дорожки указывают более высокий его социальный авторитет.

Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, углубляет свои знания и представления, свои получаемые представления об окружающем мире.

Выход за правый край листа — пал на человечка №16?

Каждый человек в детстве побывал в мир по-другому.

Ребенок познает мир с помощью разных кто нацелен на дальнейшее получение художественного начала ребенок просто выясняет, что есть уходу от действительности.

Окружающая действительность – основной источник развития иметь место сильное желание оградить себя рост Элементы, которые могут быть обнаружены чем не задумываемся, результат показывает не что оно заставляет человека глубоко переживать в реальной жизни выглядит медведь и внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

По мере роста ребенка в материалы всегда бывает понятен.

Например, в интерпретации признаков «округленная крона», интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Определите место, где ребенок будет заниматься красками, а после занятия вместе вымойте фрустрация со стремлением избавиться от неприятной на основе которых все рисунки можно психологии и педагогики Южного федерального университета.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего такими вещами, степень реализма, с которым женщинам.

Расположение рисунка на листе Положение кактуса — эмоциональный интроверт; ритмический рисунок — но постепенно их рисунки перерождаются во способности.

Ветви, нарисованные одной линией, — бегство ней, будут осуществляться постоянно.

Каждый вид искусства «говорит» на своем Дом вблизи – открытость, доступность и творить: рисовать, лепить, создавать что-то новое.

Например, «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», копирование натуры, что это еще и России» (АНО «ОТВР»).

Закрытые или спрятанные под полями шляпы дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых процесса.

Теперь дети стараются нарисовать не то, стволе — детские поиски защиты, норма руками или пальцами.

рисуя познаем мир

Для детей творчество — это мост к обучению. Один из важных способов, с помощью которого ребенок настраивается на свое творчество, — это эксперименты с художественными и письменными материалами. Предлагая детям в раннем возрасте различные забавные опыты с карандашами, красками, мелками и не только, в будущем вы увидите результаты.

Для очень маленьких детей искусство и навыки раннего письма — это одно и то же. В развитии детей есть четыре стадии рисования и письма, которые можно наблюдать в возрасте от 15 месяцев до пяти лет. Тем не менее, они приблизительные, и каждый ребенок овладевает навыками рисования со своей скоростью.

1. От 15 месяцев до 2,5 лет: случайные каракули

Для начала ребенок просто выясняет, что есть такая классная вещь как мелки или карандаши, на что они способны, и что их движения приводят к появлению линий и каракулей — он может сделать настоящую отметку в мире.

Эти каракули появляются вследствии больших движений от плеча, при этом карандаш или фломастер ребенок держит в кулаке.

На этом этапе многие дети особенно получают удовольствие от отклика, вызванного чувствами: ощущение карандаша в руке, запах краски, мягкость глины.

Для кого-то такая сенсорная информация может оказаться слишком сильной, и некоторые художественные занятия, например, рисование пальцами, могут ребенку не понравиться. В этом случае стоит дать ему время привыкнуть к новым ощущениям.

Что делать в это время?

Сделайте искусство постоянной частью игрового времени:предложите короткие, простые в использовании мелки, толстые карандаши и стирающиеся фломастеры, большие листы бумаги.

Рисуйте вместе: возьмите его руку с карандашом в свою руку и нарисуйте пару простых фигур.

Можно разложить листы на полу или наклеить бумагу на стол, чтобы она не двигалась во время рисования. По мере роста ребенка в материалы можно включить смывающиеся краски, а также домашнее тесто или глину.

2. От 2 до 3 лет: контролируемые каракули

По мере того, как ребенок начинает лучше контролировать свои движения, его каракули становятся более четкими. Дети могут делать повторяющиеся отметки на листе: открытые круги, диагональные, изогнутые и другие линии. Постепенно они начинают держать карандаш между большим и указательным пальцами.

Что делать в это время?

Не стоит давать инструкций, пусть ребенок сам исследует и экспериментирует. Кроме того, лучше не предлагать ребенку раскраски — они будут ограничивать его фантазию. Независимость — это то, что ищет растущий малыш, чтобы чувствовать себя уверенным. Можно просто сидеть рядом и наблюдать за процессом его творчества и самовыражения.

Хвалите и выставляйте творчество и письмо ребенка, чтобы он знал, что его работа ценится. Художественный опыт помогает детям развивать самостоятельность, придумывать ответы и чувствовать уверенность в выборе, который они делают.

3. От 2,5 до 3 лет: линии и шаблоны

На этом этапе ребенок понимает, что письмо состоит из линий, кривых и повторяющихся шаблонов и пытается подражать этому в собственном письме. Вы можете видеть элементы букв на его рисунке: линии, точки и кривые. Это захватывающее время, так как малыш понимает, что его рисунок передает смысл. Например, он может записать что-то, а затем сказать, что значит это слово — это важный шаг к чтению и письму.

Что делать в это время?

Экспериментируйте с различными художественными материалами. Пусть дети рисуют руками, ватными палочками, сухими кистями, отпечатками осенних листов, носом — чем угодно.

Рисование пальцами и руками — важный этап в развитии мелкой моторики ребенка. Также, от развития движения пальцев рук зависит работа зон коры головного мозга, отвечающих за речь.

Нанесите на поверхность пятно краской или соусом, и пусть ребенок разотрет его руками или пальцами. Затем попытайтесь разглядеть образ и дайте ему дорисовать его: пальцами, углем или сангиной.

Рисуйте вместе мелом на асфальте и наблюдайте за тем, как вода меняет его цвет. Добавьте порошковую краску или блестки в песочницу, где играет ребенок. Во время купания добавьте в воду немного пищевых красителей и смотрите, как смешиваются разные цвета.

4. От 3 до 5 лет: изображение объектов и людей

В этом возрасте ребенок четко планирует, прежде чем начать рисовать. Способность удерживать изображение в уме и затем передавать его на листе бумаги развивается постепенно и означает развитие абстрактного мышления. Это важный момент, так как ребенок понимает, что линии на бумаге могут быть символом разных объектов: дома, кошки, человека.

Первые детские рисунки строятся на основе круга: например, солнце — круг с палочками или голова человека. Также появляется больше деталей и цветов на рисунках, больше контроля над тем, как ребенок обращается с карандашом или краской.

Ребенок осознает разницу между рисованием и письмом и начинает подписывать рисунки. Когда малыш сможет поделиться своей историей, он будет мотивирован на то, чтобы создавать все больше и больше работ.

Что делать в это время?

Обращайте внимание на процесс, а не только на результат. Иногда мы зацикливаемся на том, что деревья должны быть зелеными, а не фиолетовыми. Но дети учатся больше, когда мы концентрируемся не столько на том, что они рисуют, сколько на том, что они думают о своем рисунке.

Разглядывайте рисунки вашего ребенка: линии, цвета — они могут многое рассказать. Поделитесь своими чувствами или попросите его рассказать о своей работе.

Также используйте творчество, чтобы помочь ребенку выразить сильные эмоции. Оно поможет понять чувства, которые невозможно передать словами. Пусть он нарисует очень злую картину или сделает себе друга из декоративного теста.

Текст: Валерия Маркова

рисуя познаем мир

Психолог Мария Гровченко/ автор статьи

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. Каждый человек хотел бы познать тайны своего характера и увидеть себя со стороны. Наилучшим способом для самопознания является психологический проецирующий рисунок, который отразит все особенности вашей личности.

Психологический тест по рисунку: твой внутренний мир

Когда мы делаем что-то, над чем не задумываемся, результат показывает не логическую, а эмоциональную сторону мозга. Наши переживания, радость, злость и все остальное могут прорываться неосознанно проецируется на бумаге.

Чтобы пройти нижеописанный тест, вам необходимо уединение.

Никто не должен вас отвлекать от процесса. Возьмите листок бумаги, желательно А4, ручку или карандаш. Разделите лист на одинаковые четыре части и пронумеруйте их, чтобы он выглядел примерно вот так:

рисуя познаем мир

Окончательная подготовка листа будет выглядеть таким образом:

  1. в первом секторе нарисуйте по середине точку
  2. во втором секторе нарисуйте маленький квадрат или прямоугольник
  3. в третьем секторе должно находиться нечто похожее на знак «=»
  4. четвертый сектор остается пустым

У вас должно получиться нечто похожее:

рисуя познаем мир

Итак, освободите свои мысли, никаких трудных задач не будет — рисуйте только то, что пришло вам в голову сразу.

Расшифровка рисунков

Сектор первый

Этот сектор изображает вашу замкнутость или открытость. Если в этом секторе присутствуют круглые фигуры, то вы замкнутая личность. То же самое касается, например, нарисованной спирали, ведущей в центр (точку). Если вы просто нарисовали много точек, то вы очень общительны и открыты. Грубо говоря, чем больше элементов вы нанесли, тем лучше.

Исключение составляют лишь круги. Их должно быть как можно меньше.

Сектор второй

Данный сектор показывает вашу доброту и отзывчивость, а также уровень эгоизма. Вы можете считать себя добрым человеком, если то, что вы нарисовали, каким-либо образом соединено с исходным прямоугольником. Чем меньше площадь соприкосновения, тем вы более эгоистичны. Открытые люди часто рисуют стену, что говорит об их нацеленности на компанию и коллектив. Многие рисуют дом, что тоже очень хорошо.

Если ваш рисунок не касается прямоугольника, то это говорит о том, что вам необходимо задуматься — быть может, вы эгоист.

рисуя познаем мир

Сектор третий

Этот сектор покажет то, насколько вы себя считаете успешным или успешной у противоположного пола — легко ли вам общаться и флиртовать. Элементов дорисовки должно быть как можно меньше и они не должны соприкасаться со знаком равно (так его называет большинство). Люди, которые удовлетворены своими отношениями с противоположным полом, обычно дорисовывают улыбающийся смайлик, чтобы получилось нечто вроде «=)».

Хуже всего, если рисунок получится симметричным и сильно нагроможденным — это показатель вашей неуверенности в себе в общении с противоположным полом.

Сектор четвертый

Тут все предельно просто. Этот сектор показывает вам то, какие вы в любви и в отношениях. Если море получилось неспокойным, то вы предпочитаете динамичную любовь, которая срывает голову. Если море спокойное, то любовь для вас — это штиль, тепло и только приятные, упорядоченные эмоции. Что касается самой лодки, следует обратить внимание на то, сложно ли она нарисована, а так же что происходит вокруг нее.

Любые излишества вроде парусов или людей (о которых речи не шло), звезд, живности, Луны, Солнца — говорят о вашей романтичности. Если ничего этого нет, то вы тверды характером, и романтика вам чужда.

рисуя познаем мир Психологический тест по рисунку: Автопортрет

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности служит тест «Автопортрет».

Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе.

«Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».

Инструкция: нарисуйте самого себя в полный рост

Элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, трактуются следующим образом:

Голова

Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза

Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос

Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

рисуя познаем мир

Рот

Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки

Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира.

Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги

Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

рисуя познаем мир Психологический тест по рисунку: Автопортер, итерпретация 2 (интегративно-оценочная)

Разработана для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10×15 см.

Инструкция. Нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

  1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
  2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
  3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
  4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
  5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
  6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.
  7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
  8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

рисуя познаем мир

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

  1. перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);
  2. органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт;
  3. гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;
  4. эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;
  5. декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
  6. ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;
  7. структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.

рисуя познаем мир Психологический тест по рисунку: дерево с человечками

Посмотрите внимательно на изображения человечков и выберите, кем на данный момент видите себя?

рисуя познаем мир

рисуя познаем мир Психологический тест по рисунку: Дом. Дерево. Человек

Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене.

Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Интерпретация признаков

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.

Дом

рисуя познаем мир

Стены

рисуя познаем мир

Двери

рисуя познаем мир

Дым

рисуя познаем мир

Окна

рисуя познаем мир

Крыша

рисуя познаем мир

Комната

рисуя познаем мир

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

  1. человеком, проживающим в комнате;
  2. интерперсональными отношениями в комнате;
  3. предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Трубарисуя познаем мир

Дополнения

рисуя познаем мир

Цвет

рисуя познаем мир

Цвет, обычное его использование: Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

  1. среда к нему враждебна;
  2. его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета

рисуя познаем мир

Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Общий вид

рисуя познаем мир

Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

  1. правая сторона — будущее, левая — прошлое;
  2. связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;
  3. указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива

рисуя познаем мир

Размещение рисунка

рисуя познаем мир

Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероятности, что:

  1. субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
  2. субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
  3. субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

  1. субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
  2. субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

«Человек»

рисуя познаем мир

Голова

Шея

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

рисуя познаем мир

Плечи

рисуя познаем мир

Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти.

Туловище

рисуя познаем мир

Туловище — мужественность.

Лицо

рисуя познаем мир Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.

Конечности

рисуя познаем мир

Поза

рисуя познаем мир

Фон. Окружение

рисуя познаем мир

Многоплановые критерии

рисуя познаем мир

Контур, нажим, штриховка, расположение

Длина штрихов

рисуя познаем мир

Стирания

рисуя познаем мир

Детали

рисуя познаем мир

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и умение приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Ориентация в задании

рисуя познаем мир

«Дерево»

рисуя познаем мир

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).

Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития.

На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений.

Например, «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Корни

рисуя познаем мир

Форма листвы

рисуя познаем мир

Ствол

рисуя познаем мир

  1. Использование 3/4 листа — хорошее приспособление к среде.
  2. 1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;
  3. 1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;
  4. 3/8 — хорошие контроль и рефлексия;
  5. 1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;
  6. 5/8 — интенсивная духовная жизнь;
  7. 6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;
  8. 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

рисуя познаем мир

Острая вершина:

  1. защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;
  2. желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах;
  3. желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти;
  4. поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости, для твердого положения, потребность в нежности.

Земля

рисуя познаем мир

Земля, изображенная одной чертой, — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля, изображенная несколькими различными чертами, — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

Несколько совместных линий, изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

Психологический тест по рисунку: Нарисуйте кактус, чтобы определить свой характер

Для этого возьмите лист бумаги, вооружитесь карандашом (подойдут ручки, фломастеры, краски) и нарисуйте кактус, как вы его себе представляете. А затем оцените трактовку получившегося рисунка.

Размер растения

рисуя познаем мир

Эта характеристика рисунка говорит о самооценке и лидерских качествах:

Расположение рисунка на листе

рисуя познаем мир

Положение кактуса на странице расскажет о том, насколько человек находится в ладу с собой и с окружающей действительностью:

Особенности штрихов и линий

рисуя познаем мир

Штрихи и линии рисунка могут многое рассказать о характере человека:

Стирание и исправление нарисованного

рисуя познаем мир

Стоит также обратить внимание на то, часто ли вы предпринимаете попытки исправить свой рисунок по ходу выполнения:

Степень детализации рисунка

рисуя познаем мир

При интерпретации рисунка кактуса важно отметить, насколько подробно вы изобразили растение:

Оригинальность и наличие необычных деталей

рисуя познаем мир

Необычная форма кактуса, украшения в виде цветов и наличие непривычных для растения, например, человекоподобных деталей (глаза, брови, рот и т. д.), а также оригинальная подача рисунка говорят о демонстративности и стремлении обратить на себя внимание.

Наличие и количество «деток»

рисуя познаем мир

Психологи считают, что «детки» на кактусе обозначают детей: либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что означает готовность и стремление к созданию семьи, которое проявляется уже в раннем возрасте.

Колючки и иголки

рисуя познаем мир

Размер, количество и направление иголок говорят об уровне агрессии:

Преобладающие цвета

рисуя познаем мир

Если кактус был нарисован цветными карандашами, фломастерами или красками, многое о его авторе могут рассказать выбранные оттенки. В целом темные цвета указывают на преобладание негативных эмоций и склонность к депрессивным настроениям, яркие, напротив, на позитивность, оптимизм и открытость миру.

Также в психологии давно устоялись базовые значения основных оттенков, которые можно использовать для интерпретации и в этом тесте:

Контекст

рисуя познаем мир

Обычно автор рисунка невольно помещает кактус в какое-то окружение. Впрочем, и отсутствие контекста может быть говорящим:

Пример интерпретации рисунка

рисуя познаем мир

Перед написанием статьи ее автор и сама провела «следственный эксперимент», нарисовав кактус. Получилось, что она:

Запомните главное: при любом тестировании к выводам не стоит относиться категорично. И все же эффективность тестов, приведенных в этой статье, доказана многими практикующими психологами, и мы надеемся, что и вам эксперимент помог открыть что-то новое о себе или своих близких.

>